Дмитро Мурашко: «Великому бізнесу варто підтримувати соціальне підприємництво»

Всеукраїнський ресурсний центр розвитку соціального підприємництва «Соціальні ініціативи» з‘ясував, що найбільшими труднощами для соціальних підприємств, які увійшли до Каталогу соціальних підприємств України 2013 року, є нестача фінансових ресурсів. Портал «Соціальне підприємництво в Україні» (далі СП) запитав у Дмитра Мурашка, керівника напрямку муніципального розвитку Дирекції зв‘язків з громадськістю і регіональному розвитку групи Метінвест, про зацікавленість великого бізнесу інвестувати у розвиток соціальних підприємств.

 

СП: Ви,фактично, першим в Україні створили програму підтримки соціальних підприємств на базі корпорації РУСАЛ, коли там працювали. Розкажіть, будь ласка, як усе починалося?

- Компания РУСАЛ, как и другие представители крупного социально ответственного бизнеса, заинтересована в развитии городов и территорий, где расположены и работают ее предприятия.

Крупный бизнес играет по-крупному! И если некоторое время назад корпорации давали деньги, чтобы помочь местным властям хоть как-то справиться с накопившимися социальными проблемами, то теперь тенденция иная. Бизнес заинтересован в устойчивом развитии городов присутствия, в их конкурентоспособности. В том, чтобы работникам предприятий, жителям микрорайонов было комфортно жить в своих городах. И на эти цели крупный бизнес выделяет значительные средства. Частно-государственное партнерство выходит на новый качественный уровень.

Для эффективности КСО-программ бизнесом создаются различные условия, определяются и конкретизируются сферы для направления инвестиций, проводится мониторинг, внедряются критерии оценки программ.

За последние два-три года особое внимание уделяется развитию бизнес-среды. Почему? Зачастую в городах, где расположены крупные предприятия (металлургические, машиностроительные, пр.), экономика является мононаправленной. И любое изменение на крупном предприятии серьезно влияет на городскую систему. О чем говорит нам история, когда распад Советского Союза заставил серьезно изменить экономические связи, которые и по сей день отстраиваются.

Хорошо развитая бизнес-среда является важным фактором для повышения устойчивости экономики городов. Доказано опытом и историей, что чем больше малых предприятий в стране, тем она более независима от влияния различных кризисов и прочих внешних факторов. Особенно для малых городов это важно. Когда горожане не зависят от одного предприятия.

По данным зарубежных экспертных организаций, развитие широкого спектра социальных услуг, необходимых общине, но в силу разных причин, не являющихся приоритетными для большого бизнеса, снижение нагрузки на местные бюджеты в решении социальных проблем - это те преимущества, которые местные жители смогут получить уже в ближайшей перспективе. В Великобритании социальное предпринимательство успешно развивается уже 40 лет. В стране работают более 60 тысяч социальных предприятий.

Компания РУСАЛ приняла решение включать в программы работы с городами направление по развитию и поддержке бизнеса в 2012 году. Одним из первых пилотов стал город Николаев (Украина). Компания присоединилась к национальному движению по развитию социального бизнеса, инициатором которого является Консорциум в составе Британского совета в Украине, Фонда Восточная Европа, PriceWaterhouseCoopers в Украине и Международного фонда «Возрождение». В Николаеве партнерами выступили администрация города и Региональная торгово-промышленная палата Николаевской области.

СП: Запроваджений механізм фінансування соціальних підприємств великими корпораціями однозначно буде цікавий для інших корпорацій. Як Ви реалізували задумане? Кого підтримали?

- Для качественного запуска программы была разработана информационная кампания, создана нормативная документация. Программа состояла из двух компонентов:

1) образовательный (обучение навыкам создания и построения бизнес-планов, управление финансовыми потоками, основы и практический инструментарий маркетинга и менеджмента предприятий и организаций, законодательная база в сфере ведения бизнеса; выполнение домашних заданий, проведение мастер-классов и деловой игры);

2) конкурс бизнес-планов, победители которого получают льготные займы до 200 тыс. грн. на период до двух-трех лет.

Из 38 поступивших заявок было отобрано 26 участников программы. По итогам конкурса удалось поддержать два бизнес-плана. Один бизнес был направлен на открытие шоколадной мастерской (Майстерня бельгійського шоколаду «Pan-Chocolatier», http://pan-chokolatier.umi.ru/, Прим. Ред.), второй – веревочный экстремальный парк (Клуб активного відпочинку «Адреналін», www.kava.ua, Прим. Ред.).

СП: Ви перейшли у іншу велику корпорацію з своєю стратегією роботи в регіонах присутності, чи маєте бажання продовжити підтримку соціальних підприємств на новій позиції?

- Группа Метинвест обладает большим видением в этом направлении. Об этом свидетельствует масштабная работа, которая осуществляется в одном из крупных городов Донбасса. Сейчас разрабатывается комплексная программа по диверсификации экономики Мариуполя. Программа предусматривает различные направления по развитию бизнеса, перераспределению источников доходов в бюджет, ориентацию на внутреннего производителя и другие инициативы.

Осенью этого года для развития малого и среднего бизнеса в Харцызске Донецкой области по инициативе Метинвеста и при активном участии городских властей создан Фонд поддержки предпринимательства. В результате работы фонда в течение года мы ожидаем появление 20 новых предпринимателей, 15 дополнительных рабочих мест. Вместе мы надеемся привлечь в город не менее двух инвестиционных проектов. Есть уверенность, что благодаря системной информационно-консультационной деятельности фонда количество предпринимателей, закрывающих свой бизнес, снизится не менее чем на 20%, а уровень нарушений законодательства, штрафов и санкций со стороны контролирующих органов уменьшится на 25%.

СП: Що б Ви порекомендували соціальним підприємствам, які шукають фінансування?

- Тщательно просчитайте каждый шаг, проверьте все возможные риски, чтобы понимать, как из них выходить. Ищите нишу, проводите маркетинговые исследования. Задействуйте любые инструменты, которые позволят получить ответ, что именно это необходимо потенциальным клиентам. И, наконец, верьте в удачу и не бойтесь рисковать. Дорогу осилит идущий.

СП: Чи варто великим корпораціям займатися підтримкою соціальних підприємств і як це вплине на саму корпорацію?

- На мой взгляд, крупному бизнесу стоит вкладываться в развитие малого бизнеса, поддерживать социальное предпринимательство. Это принесет не только репутационные выгоды, но и существенно повлияет на улучшение качества жизни людей регионов присутствия корпораций.

Спілкувався Василь Назарук

Коментарі:

Додати новину

КАТАЛОГ-2013

Довідник

YouTube-канал

http://www.youtube.com/user/SocialEnterpriseOrg

Нас підтримали